Суббота, 04.05.2024, 22:25
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Февраль » 21 » ХОЧУ ПОНЯТЬ...
17:50
ХОЧУ ПОНЯТЬ...
Соловьёв Сергей
Что такое атеизм?

Существует громадное неравенство между
теологами и атеистами: теоретически
грамотный атеист может объяснить, почему
возникла теология, но почему существует
атеизм никакая теологическая доктрина
рационально объяснить не может.

Ю.А. Муравьев


Религиозная вера и мораль – разные вещи, и верующий человек может быть как высоконравственным человеком, так и сволочью. На пряжках гитлеровских солдат была надпись: "С нами бог!", а об инквизиции, думаю, рассказывать не надо – эти факты общеизвестны. Разумеется, верующие также невиновны в злодеяниях Торквемады и гестапо, равно как и атеисты – в действиях НКВД. Но разница, тем не менее, присутствует. Если атеисты в НКВД или в КПСС не состоят, то большинство верующих христиан – католиков или православных – принадлежат к организации – церкви. И церковь эта – та же самая, что сожгла Бруно и пытала Галилея, устраивала расправы над инакомыслящими в средневековой Европе или сжигала старообрядцев в России. Однако изменилась она не сама по себе, не вдруг церковь признала (по крайней мере, частично) демократические свободы и право ученых познавать мир. Как писал Бертран Рассел, "всей своей мягкостью… христианство обязано людям, которые в свое время подвергались преследованию… Постепенное смягчение христианской доктрины произошло вопреки самому отчаянному сопротивлению и исключительно благодаря нападкам вольнодумцев." Более того, абсолютно аморальные установки существуют и в священной книге христиан. Библия гласит: "Ворожеи не оставляй в живых" В средние века многие колдуны и ведьмы, которых жгли на кострах монахи, сами были уверены, что в действительности общаются с нечистой силой. "Современные… христиане, которые все еще настаивают на этической ценности священного писания, хотели бы забыть о миллионах невинных людей, павших жертвой искренней веры в Библию."

Но упреки в адрес атеистов несостоятельны не только потому, что христиане (как, впрочем и представители любых других конфессий) очень часто сами оказывались не на высоте моральных требований. Люди, неверящие в бога, могут быть как минимум не менее нравственны, чем христиане. Во время Великой Отечественной войны большинство участвовавших в ней граждан СССР были атеистами. Хорошо ли, плохо ли они понимали, что такое атеизм – не столь важно. Но, несмотря на эти свои убеждения, они, тем не менее, сумели подняться на самую высшую ступень морального долга: самопожертвование ради товарищей, общества, Родины, наконец. Это только один подобный пример из недавней истории, в действительности таких примеров можно привести сколь угодно много. Достаточно вспомнить французских просветителей, декабристов и народников в России, борцов европейского Сопротивления и т.д. Все эти люди в большинстве своем были атеистами. Между тем, они, подчас зная заранее, что обречены на гибель, шли на подвиг ради будущего своих народов. А еще они были уверены в том, что никакого посмертного воздаяния, никакого рая за их заслуги у них не будет.

Итак, даже не в даваясь в рассмотрение этических теорий, можно считать доказанным, что вера не является условиям нравственности. Г.В. Плеханов писал: "если нравственные понятия людей так тесно срастаются с верою…, что прекращение этой веры грозит падением нравственности, то в этом заключается большая общественная опасность. Общество не может оставаться равнодушным к тому, что судьба его нравственности зависит от судьбы данной фикции. Чтобы выйти из этого опасного положения, в котором оно находится, обществу необходимо было бы позаботиться о том, чтобы его члены научились смотреть на требования нравственности, как на нечто совершенно независимое от каких бы то ни было сверхъестественных существ." Плеханов писал эти слова почти сто лет назад, однако сейчас его слова выглядят современными как никогда.

Чтобы закончить тему аморальности атеистов, необходимо обратиться к еще одному вопросу. Именно "безверие" называют причиной т.н. морального разложения, а именно – сексуальной свободы в современном мире. Но, как уже было сказано выше, моральные нормы изменяются. Появление сексуальной свободы связано, прежде всего с возникновением возможности равенства – в первую очередь экономического – мужчины и женщины. Разумеется, что пропагандируемый в массовой культуре тип отношений между полами не имеет к сексуальной свободе – и к атеизму – никакого отношения, он, как и моногамный брак, обслуживает только мужчину. Но, несмотря на все издержки, сексуальная свобода много лучше навязываемого церковью рабства. Христианство считает ее аморальной – но брак без любви превращает взрослых людей в неврастеников, а детей просто калечит. Более того, моногамия в ее традиционной форме является ничем иным, как формой эксплуатации женщины. Запрет контроля над рождаемостью, запрет аборта – все это абсолютно противоестественно и более того – приводит к тяжелейшим медицинским и социальным последствиям. Церковь вообще сделала все, чтобы половая жизнь приносила как можно меньше радости и как можно больше страдания. Большинство официальных представителей церкви резко выступает против полового просвещения в школах, но достаточно мало-мальски знать психологию для того, чтобы убедиться: "искусственно навязываемое невежество крайне опасно для душевного и физического здоровья". Принцип здесь может быть только один: половые отношения –это личное дело каждого, и никакая регламентация здесь невозможна.

Еще одна претензия к атеистам из числа самых распространенных заключается в том, что они, мол, навязывают свои взгляды. В доказательство приводятся их требования строгого отделения школы от церкви. Христианские деятели утверждают, что такая школа будет насаждать "воинствующий атеизм". Действительно, в советские времена атеизм действительно навязывали. Но делали это так грубо, что навредили ему в сотни раз больше, чем самые жестокие инквизиторы или самые умелые миссионеры. Теперь же точно такую систему давления в школах и вузах собираются выстроить уже деятели церкви, что, с нашей точки зрения, неприемлемо и губительно для образования. Атеисты выступают не за "пропаганду атеизма в школе", а за светское образование. Это означает, что в школе детей должны обучать наукам, и не более того. Если же в угоду "изгнанию элементов воинствующего атеизма" искажается история или под религиозные догматы начинаю подверстывать физику – то это вредит в первую очередь образованности детей. Точно так же неприемлемо преподавание христианских ценностей (или исламских, или буддистских) – по всем приведенным выше причинам. Религиозные взгляды – это личное дело каждого, но практика показывает: хорошее образование может быть только светским.

Более того, светским должно быть не только образование, но и государство. Атеисты считают – причем здесь к ним примыкают и многие верующие, – что государство не должно различать своих граждан по религиозному принципу, а значит, оно не должно поддерживать ни одну из существующих конфессий. Отрицание этого положения – прямой путь к диктатуре, которая будет никак не лучше советской.

Об отрицающей стороне атеизма было уже сказано немало. Однако всегда наряду с отрицанием присутствовала и положительная часть программы. О ней стоит еще сказать особо. Атеисты принадлежат к самым разным мировоззренческим группам. Среди них есть сторонники философии экзистенциализма, позитивизма, постмодернизма, марксизма и других "измов", есть люди, не принадлежащие к каким-либо философским течениям, и просто не верящие в сверхъестественное. Вникать в различия между этими разными атеизмами – задача, явно выходящая за пределы этой статьи. Поэтому достаточно будет выделить главное, что еще роднит их всех, помимо всего сказанного выше. Их объединяет критическое мышление, критический подход ко всем явлениям, идет ли речь о науке, религии, искусстве или этике, и особенно к тому, что считается незыблемым только благодаря традиции. Атеист во всем старается разобраться, найти аргументы "за" и "против". Это отнюдь не означает, что среди нас нет догматиков. Но атеизм располагает к догматизму во много раз меньше, чем любая форма религиозного сознания.

В заключение приведу еще один упрек в адрес атеистов. Часто приходится слышать примерно следующее: "если бога нет, если нет жизни после смерти, или даже если нет просто некой высшей справедливости – то жизнь ведь тогда просто бессмысленна и безнадежна." Люди, говорящие так, обычно добавляют к "я верю" еще и "я хочу верить". Но во-первых, надеяться на некую высшую справедливость при условии, что нет никаких доказательств ее существования, – занятие неблагодарное. Подобная надежда напрочь отшибает уверенность в себе, осознание необходимости действовать здесь и сейчас – в том числе и для борьбы за здешнюю, посюстороннюю справедливость. Христианская мораль, утверждавшая необходимость подобного смирения, в течение уже почти двух тысяч лет используется тиранами и диктаторами самого гнусного пошиба для господства над смирившимися поданными. И не случайно рабам трудно сочувствовать – смирение перед несправедливостью отвратительно само по себе. А во-вторых, не вдаваясь в бесполезные дискуссии о смысле жизни, обычно превращающиеся в бессмысленную трепотню, скажу лишь: странно, мягко говоря искать смысл жизни за пределами этой жизни. Человек сам ставит себе цели, и гораздо разумнее пытаться достичь их здесь и сейчас, нежели уповать на высшую силу, созданную человеческим же воображением.
Категория: ТОЛЬКО О ЛЮБВИ | Просмотров: 690 | Добавил: Эмми | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0  
1 Эмми   (23.02.2012 09:42) [Материал]
[21.02.2012 18:31:38] ЭСТИМА(ЛЮЦИЯ): АТЕИСТ.

Не кому не говори, что простил себе ошибки,

И замолкли твои скрипки,

Звуки совести внутри.

Посмотри, ведь жизнь так зыбка,

Не играет больше скрипка,

На душе тоскливо, липко и кружат нетопыри!



Если торжество победы, это мистика,

Если, правда жизни - аллегория.

Значит эта обречённая статистика,

Это просто, чья-то сверху директория.

Не кому не говори, что ты не веруешь,

Ты наверняка не знаешь, что советуешь.

Если сам судьбу свою ты делаешь,
То зачем тогда, на бога сетуешь?

Не когда не лезь судить, если не знаешь,

Если ты профан на этом поприще.

Ну, а ты то, из себя, что представляешь,

Ну, а ты то, кто такой вообще?

Натыкаешься, на камни бюрократии,

И звенишь своей вконец разбитой волею.

Разлетаешься осколками проклятий,

Ты однажды перестанешь спорить с долей.

Раскидаешься душой, словно шалавой,

Вспомнишь, что она нужна для покаяния.

И когда ни - будь, воскликнешь:

-Боже правый!

Я уверовал в твоё существование!

Руки, может быть, гребут, чего им хочется,

Ноги, может быть, бегут, куда не следует.

Чтобы жить приходится, ворочается

И конечно этим, кто-то ведает.

И конечно, это не пристанище,

Где довольствовался можно, только рубищем,

А судьбы твоей огромное капкан нище,

Где сидишь, не думая о будущем.

Ты не хочешь из амбиций аскетизма,

Развевать другие точки зрения,

По тому, что в чреве материализма,

Ты был зачат, в третьем поколение.

Ты уверен в том, что всё же вертится,

Сонная планета реализма.

Ты заходишь в храм, чтобы отметится,

Укрепляя веру атеизма.

Ты мечтаешь, верить в свои силы,

Верить в свой успех, не напрягаясь.

Напрягаться это просто вилы,

Куда лучше на других ссылаясь.

И ссылаясь на других похожих,

Говоришь, что все они не верят.

Так как много мнений, есть расхожих,

Не докажут это, не проверят!

Любишь, ублажать свою ты плоть,

Просто тебе нравится грешить.

Кем, тебе доводится Господь,

Чтоб, тебе к нему спешить?

И живёшь ты, в вечном сабантуе,

Выпивая пьяное вино,

Снова поминаешь его всуе,

Потому что так заведено.

Критикуешь ты себя и судишь,

Рвёшь и мечешь всё, на растерзание псам,

А кого вообще, тогда ты любишь,

Если ты себя, не любишь сам.

Если гордость, ты своей рукою,

Отдаёшь, другой руке избить.

То тебя, с позицией такою,

Бог за, что тогда должен любить!

Ты шокирован наверно будешь.

Тем, что пишет тот, кто ели дышит:

-Если бога, ты совсем не любишь,

Он тебя наверно и не слышит.

Он тебя наверно и не видит,

По тому - что этого не хочешь.

Ты навряд - ли, в рай уже захочешь,

Он тебя навряд - ли, туда примет.

Может быть, с позиции ты труса,

Ждёшь всегда плачевного итога?

И боишься верить в Иисуса,

И не веришь в Господа ты бога.

Может быть, с позиции, где взять,

Тебе веру в бога и желанье?

Ну, а может просто наплевать,

На его тебе, существование.

Вспоминая рубрику канона,

Как газетной вырезки статью,

Ты не вылезаешь из притона,

Ты обязан праздному нытью.

Ты взрастил, никчёмное растение,

Слушая несносную молву.

Ты простил, но не обрёл прощенье,

Ты грустил, ты бредил наяву!

Торговал своей душой, словно шалавой,

Вспомнил, что она нужна для покаяния,

И однажды вдруг воскликнул:

- Боже правый!

Я уверовал в твое существование!


http://www.knugu.ru/4681-ateist..html

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]