11:05 СОНЯ – ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОЙ ГАЛАКТИКИ | |
Соня с детства больна аутизмом. Живет с родителями в Москве. Сначала она была совершенно неконтактна, не умела разговаривать (устная речь ей и теперь недоступна), играть, выражать свои чувства и мысли, часто плакала и кричала, совершала хаотичные либо монотонно-однообразные движения. Это все в той или иной степени свойственно многим аутистам, хотя болезнь у всех проявляется по-разному. Общее же в том, что они словно боятся жить, даже возможность контакта с чем-то непривычным и незнакомым может вызвать у них приступ истерики или ярости. У всех аутистов подавлена, как бы выключена, воля к осмысленным действиям. Они словно живут в другой галактике, до которой много миллионов световых лет – не долететь, не добраться, не установить контакт. У Сони в анамнезе был диагноз: «Глубокая умственная отсталость». Это значит, что ребенок не подлежит обучению и неспособен продуктивно мыслить. Ах, если бы врачи могли предположить, как Соня разобьет их представление о ней!!! Сейчас Соне 17 лет, и все это время родители неустанно искали и находили разные методики и специалистов, возили ее на занятия, которые рекомендованы таким детям. Иппотерапия (лошади), дельфинотерапия, кинотерапия (собаки), развивающие занятия – чего только они не делали, чтобы вернуть Соню в их общий мир! Но она надежно забаррикадировалась в своем маленьком анклаве и заперла все двери и окна на засовы. Достучаться до нее было невозможно. А когда ей исполнилось 7 лет, начались незапланированные события. Случайно Соне в руки попала ручка. И случайно мама в тот же момент прикоснулась к ее руке. И вдруг Соня начала… писать. Ее никто и никогда этому не учил. Но оказалось, что каким-то непостижимым образом она умеет и читать, и писать. Только вот для того, чтобы рука начала выводить буквы, долгое время было нужно, чтобы мама обязательно прикасалась к ней – это давало волевой импульс к действию. Потом она стала писать и без такой психологической поддержки. И тогда вот оказалось, что в «глубоко умственно отсталом ребенке» скрывается огромный и очень сложный, многомерный мир, для окружающих словно действительно открылась другая галактика. А мама стала водить ее в Литературную студию, чтобы Соня могла находиться рядом с себе подобными, хотя вербальное общение ей по-прежнему было недоступно. Мысли Сони я уже размещала на сайте в статье «Наши мудрые дети». Но, как оказалось, девочка еще пишет дневники, сочинения, стихи и сказки. Я очень хочу, чтобы вы кое-что из этого прочитали. СТИХИ Точное слово Для Ольги Сергеевны Никольской Мрак унынья миновал, Светом точных слов рассеян. Мыслей горестных обвал Стал пашней, словами засеянной. Я – не немая! Я – говорю! Без звука, но тоже словами. На пашне взойдут и увидят зарю Стихи, будто поле с цветами. Здравствуй, читатель! Да, я молчу, Но ты мой голос услышал. Точное слово, подобно мечу, Пробило молчания крышу. 9 лет Лошади Лошади, теплые лошади, Теплом живым растопите мой страх! Лошади, быстрые лошади, Галопом мой страх разнесите в ветрах! И все проблемы не так уж важны, Когда я гляжу с лошадиной спины. • • • Тонкие узоры вышили метели По канве деревьев и гулких проводов. В свадебные платья нарядились ели, В платья из забытых старых детских снов. И стоят невесты, и вздохнуть не смеют. Им бы красоваться до ласковой весны. Но бродяга ветер разобьёт, развеет Ледяные бусы, кольца и венцы. • • • Прости согласно просьбе сердца Мне мутность чувств и смуту мыслей. Я не могу уйти из детства Пока не разберусь со смыслом Происходящего со мной. Ослабли разума вдруг вожжи От жгучей боли просто вою И сердце лишь работать может В себя вбирая вместе с кровью Огромный шар земной. 24.02.06 ТРЕХСТИШИЯ Ты мне молча улыбнулась, Мимоходом, среди дел. – И за окном уже весна. 9 лет • • • Как звук в словах со смыслом связан? Тайна известна лишь Богу. Постичь её – постичь устройство мира. 9 лет • • • За окном поёт дождь, И в сердце песня без слов. Мир сшивается песней. 21.6.05, 11 лет • • • Птичка с рыжеватой грудкой Сказала мне: «Чуить!», – И я поздоровалась с ней. 22.6.05, 11 лет • • • Радость в каждой звонкой капле, Капле летнего дождя. Все, кто хочет, пейте! 22.6.05, 11 лет • • • Ярко, жарко и душисто. По лицу хлещут травы… А говорят, что счастье не бывает полным. 23.6.05, 11 лет • • • «Чижик-пыжик, где ты был?» – Спел мне папа. Песенка, сшивающая поколения. 26.6.05, 11 лет • • • Какое же написать трёхстишие? Гудящая каша из слов в голове. И сердце предпочло тишину. 29.6.05, 11 лет • • • Мне ты сказала в тишине: «Ты мой любимый заяц» – И мир заполнился песней. 8 лет • • • Костёр Костёр горел, и пламя пело О Солнце и о гордости людей. И голова моя горела От горечи прожитых дней. Мне скоро девять. Это вечность В сравненье с временем костра. Судьбой мне до конца? Но он согрел людей. А я? Немая, неумелая, От мира за стеной. Зовётся аутизмом Недуг проклятый мой. Неужто одиночество – Судьбой мне до конца И в пепел превращусь я, Не согрев сердца?.. Костёр заплакал, догорая. С поленьев капает смола. И плачу я. Ведь дорогая Цена безмолвья. Боже, дай слова! *** О снуках Снуки живут в голове каждого человека. Они показывают человеку ужасы, и человек из-за этого сходит с ума. Выглядят снуки так, как человек их боится. А бороться с ними можно, если их вытащить из головы на свет. Снуки боятся света. Люди должны избавляться от своих снуков, иначе вся их жизнь будет сплошной страх. 8 лет ДЕВОЧКА, СТРАХ И ВОЛШЕБНИК (сказка) Виктору Гавриловичу Кротову, моему другу В одной стране, на одной земле, жила-была Девочка. Глаза у неё были голубые, щёки розовые, волосы русые. Были у Девочки и мама с папой, и сестра старшая, и любимый кролик. А ещё был у неё Страх. Очень большой, сильный и жестокий. Он жил вместе с Девочкой, ходил с ней повсюду и всё ей запрещал: и играть, и гулять, и книжки читать, и дружить – всё нельзя было, всё страшно и опасно. Дошло до того, что Девочка даже просто говорить боялась. И никто – ни папа с мамой, ни врачи с учителями – помочь ей не могли, так крепко держался Страх за Девочку. Да к тому же умел этот Страх невидимкой для других становиться. Неизвестно, как бы жизнь у Девочки прошла, если бы однажды… Девочка была дома одна. Она стояла у окна и глядела на улицу. Улицей владела Осень: золотые и багряные листья кружились в хороводе вокруг огненных клёнов, сплетались в вихри над дорожками и наконец пёстрой мозаикой укладывались на землю. Девочке очень хотелось на улицу, пошуршать листьями и набрать их в букет, но Страх сковал её ноги и не пустил. «Хоть бы какой-нибудь волшебник помог мне!» – в отчаянии подумала Девочка. И вдруг над одной из дорожек образовался очень крупный вихрь листьев – и прямо из него вышел человек! Он был высокий, худой, с шапкой сиявших на солнце серебряных волос и с серебряной бородой. Одет он был в серый свитер, лицо украшали большие очки, а через плечо висела чёрная сумка. Человек поднял голову, увидал в окне Девочку и улыбнулся. А потом пошёл, будто полетел, к дому. И вот он уже в комнате, прошёл через запертую дверь! – Здравствуй, Девочка! – сказал человек. А Девочка ответить не может: Страх ей уста запечатал, а сам невидимым стал. Человек сказал: – Знаешь, я ведь волшебник. Через свои очки я могу видеть невидимое. Снял он очки, протёр стёкла, снова надел – и увидел Страх! И увидел, что этот Страх с Девочкой сделал. – Ах, вот оно что!.. – произнёс Волшебник. – У нас, волшебников, свои специальности есть. Так вот моя специальность – помогать людям со всякими страхами бороться. Я тебе помогу. Достал он из сумки авторучку и лист бумаги, говорит: – Это не простые ручка и бумага, а волшебные. Если ты их в руки возьмёшь, они сами твои мысли записывать будут, – и протянул Девочке бумагу с ручкой. Очень хотелось Девочке взять их, а Страх не даёт! Руки ей назад заламывает, голову отворачивает, вообще в угол толкает. А Волшебник протягивает волшебные вещи и ждёт терпеливо, только улыбается Девочке ободряюще. Поняла Девочка, что вот он, её шанс, все свои силы собрала и коснулась рукой авторучки. И ручка сразу к её пальцам как приклеилась. Тогда Девочка и бумагу взять смогла. И чувствует: ослабел Страх, отпустил ей пальцы на руке. Спрашивает Волшебник: – А ты сама свой Страх хорошо видишь? Что он у тебя такое, напиши. И Девочка вдруг написала: «Страх – это щит от жизни». Потом ещё написала: «Не хочу от жизни таким щитом защищаться. Не нужен мне щит от жизни». Чувствует: Страх съёжился и бормочет: «Я тебя от опасностей оберегаю…» А Волшебник говорит: – Как ты думаешь, что такое страх для кого-нибудь другого? Ну, хоть для зайца в лесу, или для клоуна в цирке, или для учёного математика? И Девочка написала: «Для зайца страх – это возможность, что лиса прячется за соседним кустом». – У зайца чуткий нюх и быстрые ноги, – отвечает Волшебник. – Он лису учует и убежит. Девочка пишет: «Для клоуна страх – когда его шуткам не смеются». Волшебник отвечает: – Клоун может такие смешные шутки найти и так натренироваться смешно их рассказывать, что все просто упадут от хохота. «Для математика, – пишет Девочка, – страх – смелость с отрицательным знаком». – Я как волшебный математик точно знаю, – говорит Волшебник, – что отрицательную величину можно сделать положительной. Только знак поменять надо. Законы математики это позволяют. Девочка чувствует: Страх слабеет, меньше становится, ниже. А Волшебник спрашивает: – Какого цвета Страх? Посмотрела Девочка и говорит: – Серо-буро-синего. Страх от страха посерел и посинел. – А как ты узнала, что у Страха – страх? – Он дрожал и пупырышками покрылся, – ответила Девочка и написала: «Страх – то когда кожа бледнеет, сереет, синеет и мурашками покрывается, а глаза делаются круглыми». – Вот так? – спросил Волшебник, задрожал и округлил глаза. Девочка посмотрела и расхохоталась, так смешно это выглядело. А Страх так от её смеха съёжился, что просто страхом стал! Волшебник посмотрел в окно и спросил: – Там у вас, на улице, люк открытый в земле. Когда гулять будешь, подойдёшь посмотреть, что там внизу? – Нет, что ты, – голосом ответила Девочка. – Это опасно, страшно. – Так что же такое страх? – спросил Волшебник. – Страх – это сигнализатор опасности, – опять голосом ответила Девочка. – Ну, вот ты и свободна, – улыбнулся Волшебник и исчез. Наверное, пошёл другим людям помогать со страхом бороться. А радостная Девочка побежала гулять и собирать осенние листья. Познать самого себя – трудно Автор: Соня Шаталина *** СОЧИНЕНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, январь 2007 Древнегреческий философ Фалес был прав, когда утверждал трудность самопознания. Действительно, трудно, то есть требует большого труда, и тяжело, потому что бывают при этом неприятные чувства и мысли часто, и много мужества познание себя требует. Ведь что значит познать себя? Обычно думают, что это означает хорошо знать свой характер, свои вкусы, реакции, возможности… Это, конечно, правильно, но ведь это самый верхний, самый простой уровень самопознания! Вдумаемся: человек создан по образу и подобию Божию, и познавать себя – это познавать Его образ, искать в себе Его подобие! Тут нет конца и границ, если ты относишься с должным страхом и руководствуешься молитвой. Далее. Ещё в глубочайшей древности, задолго до древних греков, был известен закон «Макрокосм в микрокосме». В человеке заключена вся Вселенная, со всеми её уровнями и законами. Познавая себя – познаёшь Вселенную – тоже познание без границ. Перспективы колоссальные. Трудно же всё это по следующим причинам. Человек познаёт мир вокруг и себя в этом мире с помощью ощущений как начальной ступени любого познания. А ощущения дело такое, что во многом зависит от самого человека, его свойств как биологического тела. Если не учитывать своё тело, то могут быть ошибки и трудности в идентификации явлений внутреннего мира, и можно прийти к ложным выводам. То есть надо изучать и законы своего тела, а это не всем нравится. Обыкновенная человеческая лень, мысли типа: «а зачем мне всё это нужно, и без этого жизнь трудная» и т. д. преодолеть лень и эти настроения тоже трудно. Но если станешь на путь лени, и не будешь заниматься самопознанием даже на первом уровне, то очень многое как личность потерять можешь. *** После всего, что я узнала о Сонечке, я все размышляю о том, что вот мы ищем контакта с братьями по разуму, мечтаем о том, что в бескрайней Вселенной мы не одни. А ведь мы до сих пор не можем установить контакт даже с себе подобными, если они отличаются от нас. Что там, за бессмысленным взглядом и невнятной речью ребенка с так называемыми «отклонениями в развитии»? Какие миры и галактики пытаются пробиться к нам через завесу непонимания? Может быть, мамочки этих детишек делают для будущего Контакта больше, чем все ксенопсихологи, вместе взятые? Потому что понять ближнего своего, помочь ему проявиться и выразить себя мне представляется гораздо более важным, чем мечтать о встрече с гипотетическими «маленькими зелеными человечками» из летающей тарелки. А может быть, эти самые «маленькие зеленые человечки» как раз наблюдают за нами издалека и ждут, когда мы настолько проникнемся любовью и гуманизмом по отношению к этим выходящим за рамки нашего понимания детям, чтобы можно было смело приземлять летающую тарелочку, не опасаясь, что в тебя шандарахнут ракетой «земля-воздух» еще на дальних подступах. И что их по крайней мере попытаются понять, а не будут сразу же выносить вердикт: «Раз у него один глаз, зеленая кожа и отсутствует членораздельная речь, значит, он инвалид, лицо с ограниченными возможностями и продуктивному контакту не подлежит». В общем, «зеленые человечки» еще то ли будут, то ли нет. А дети с диагнозами «олигофрения», «синдром Дауна», «аутизм» — вот они, тут, рядом с нами и среди нас. Не уверена, что они только и ждут, когда кто-то откроет их личную Галактику. Это нужно больше нам, чем им. Развивая их, открывая для себя их миры, устанавливая с ними контакт, мы развиваемся и открываемся сами. Вот на какие мысли меня навела девочка Соня. И за это ей большое спасибо! Я получила огромный духовных и эмоциональный заряд, который по силе воздействия превосходит самые эффективные тренинги. Так всегда бывает, когда ты вдруг приоткроешься настолько, что на минутку увидишь далекую галактику, где живут удивительные существа, такие, как Соня: по-детски наивные и в то же время полные древней вселенской мудрости. Эльфика, с любовью. | |
|