10:52 О МАНДАЛАХ | |
О чём говорят фигуры внутри мандалы? Техники самоанализа Следует помнить, что самое главное место в мандале — это её центр. От того, что представляет из себя центровая фигура и её цвет зависит 90% смысла. Важна также и внешняя граница мандалы — очерченная окружность. Если она нарисована толстой, жирной линией — это означает стремление защитить своё хрупкое «Я» от влияний внешнего мира, агрессивность и замкнутость недоверие к людям, отсутствие щедрости. Если внешняя линия еле угадывается и при этом сама мандала внутри слабо заполнена рисунками (много белого фона) то при сочетании этих двух элементов мы видим перед собой человека готового к общению, жадно впитывающего любую информацию извне, легко идущего на контакт и завязывающего знакомства — как полезные, так и «прикольные». В худшем случае перед нами характер Хлестакова. Итак, линии — то, чем, собственно, заполняется поле мандалы. Все линии мы будем делить на прямые и волнистые. Прямые линии (и составленные из них рисунки и фигуры) означают преобладание разума над чувствами, часто характерны для мужских мандал. Извилистые линии характеризуют преобладающие эмоции, недостаток рационального начала и часто характерны для женских мандал. Рисунок из извилистых линий помещённый в центре, трактуется как символическое изображение эмбриона. Иногда люди рисуют самый настоящий эмбрион или что-то, что его напоминает в неумелом рисунке непрофессионала. Эмбрион в центре характерен для алкоголиков или лиц, которые в данный момент пребывают в состоянии стресса, с которым они сами не в состоянии справиться. Клубок извилистых линий в центре — это в лучшем случае — уязвимость, в худшем — слабохарактерность. Чаще всего женщины рисуют в центре мандалы — цветок — воплощение извилистых линий. Мужчины помещают в центр — звезду, пятиконечную или же звезду давида — воплощение прямых линий. Если Вы — женщина, которой часто приходилось слышать о себе от других о «недостатке» у Вас «женственности», посмотрите на мандалу, которую Вы нарисовали. Если Вы нарисовали цветок — с женственностью у Вас всё в порядке. Крест в центре мандалы говорит о нескольких вещах сразу. А. Человек может находиться на перепутьи, не зная, какую ему выбрать дорогу Б. В худшем случае человек может чувствовать себя как бы «распятым», угождая разнонаправленным требованиям извне. В. В лучшем случае, крест в центре — это знак того, что человек сейчас полностью дезинтегрирован, выбит из привычной жизни, однако он уже начал формировать своё новое, более здоровое «Я». Квадрат в центре мандалы нуждается в уточнении: открыт он или закрыт? Квадрат — это алтарь в храме, «дом в доме», внутренний дворик-патио в наглухо запечатанном от внешнего мира особняке средиземноморского патриция, «тайный садик с шалашом, что стоит в огороде за домом», голубятня в ветвях дерева, Треугольник в центре мандалы — это символ движения. Только вот куда? Если вершина треугольника смотрит вниз — то это регресс, мортидо, саморазрушение. Если вверх — то налицо «личностный рост» или просто очень активная жизненная позиция. Имеет значение также и размер центра. Если он предельно мал, это говорит о заниженной самооценке и — ровно наоборот, когда центр велик настолько, что занимает пол-мандалы. Кстати, если центра «совсем нет», то это не то, что Вы можете подумать, исходя из вышеизложенного. Скорее, наоборот. Это как раз тот случай, когда центр мандалы НАСТОЛЬКО велик, что занял всю мандалу. Центр мандалы — это наше «Я». Всё остальное — это предметы внешнего мира, попавшие в поле зрения этого «Я» и как-то влияющие на него. Мандала без центра — это, таким образом, чистое «Я», соллипсизм. В данный момент человека ничего другое просто не интересует! Полная интроверсия. Если мандала почти не заполнена рисунками (много белого фона) это означает, что человек — скрытен и подавляет свои эмоции — ему как бы «нечего Вам всем сказать», он пока не может разговориться на языке рисунка. Чем больше мандал нарисует такой человек, тем больше он начнёт раскрываться, заполняя рисунки других мандал уже большим количеством элементов. источник О чём говорят цвета мандалы Для начала разделим цвета, которые Вы выбрали для создания своей мандалы, на три основные группы. Эти группы объединены по принципу интенсивности цвета. Первая группа — интенсивно-тёмные оттенки цветов. Это — психологическое содержание уровня бессознательного, которое пока не меняется. Вторая группа — средние по интенсивности оттенки цветов. Психологическое содержание на уровне сознания, которое тоже пока не меняется. Третья группа — светлые оттенки. Светлые оттенки несут амбивалентное психологическое содержание. То есть, светлые цвета могут отражать как содержание сознания, так и бессознательного. Однако в одном определённом аспекте — в аспекте психологической трансформации. То есть, это то содержание психики, в котором уже началось «движение соков», которое начало меняться. Это всегда свидетельствует о начале исцеления. А теперь давайте конкретизируем значения отдельных цветов. Начнём с чёрного цвета. Базовая архетипическая ассоциация с чёрным цветом — это ассоциация с Тьмой, которая таит в себе угрозу и опасность для жизни человека. Ночь — это время Природы Враждебной, это не время людей. Ночь — время диких зверей, нежити и человеческого отребья — грабителей, убийц, маргиналов, отверженных. Когда наступает Ночь — ворота и ставни запираются, собака спускается с цепи, а в окнах зажигается свет, чтобы хоть как-то противостоять Тьме. До изобретения электрической иллюминации, чёрный цвет — цвет ночи и опасности однозначно толковался человечеством как негативный. Именно поэтому же человечеством всегда воспевались звёзды — звёздная ночь не такая тёмная. К тому же звёзды (в отличие от луны — солнца воров) не вызывают ни смутной тревоги, они, наоборот, вселяют надежду, выступая не только в качестве «фонарей», но и в качестве точной карты путешественника. Несмотря на то, что мы уже довольно давно живём в мире, подсвеченном электричеством 24 часа в сутки, мы ещё не изжили страх тьмы на бессознательном уровне. Именно поэтому чёрный цвет толкуется в психологии, которая имеет дело только с древними архетипами, как «отсутствие света», и потому как утрата веры и опоры. Обилие чёрного цвета в рисунке расценивается как главный признак депрессии. Рассмотрим красный цвет. Красный цвет необходим для выживания, он символизирует здоровую кровь, струящуюся по здоровым жилам, агрессию, напор и сексуальность. Однако если красный цвет — в избытке, то это свидетельствует об агрессии, готовой вылиться в разрушительные действия. Отсутствие красного цвета в рисунке вообще — упадок жизненных сил, пассивность, неумение настоять на своём. Если в рисунке красный цвет смешан с чёрным ( грязный цвет) это свидетельствует о заболевании — в первую очередь заболевании крови. О болезни также свидетельствует розовый цвет в мандале. Это — первый признак физического недомогания. Исключение: «критические дни» у женщин, когда ими почти всегда выбирается розовый цвет для заполнения пространства мандалы. Розовый с чёрным — признак явных саморазрушительных тенденций у человека, склонности к суициду, девиантному поведению. Чёрный и розовый — символика движения «эмо», всегда говорят о сильном психологическом неблагополучии, если только это не сиюминутная дань моде. Жёлтый цвет не имеет вообще никаких негативных аспектов. Его выбор — всегда признак полного благополучия. Оранжевый же цвет всегда означает сверхамбициозность и некритически завышенную самооценку (в избытке), а у женщин — проблемные отношения с мужчинами. Светло-голубой. Небесный (лазоревый) цвет как и жёлтый не имеет вообще никаких негативных аспектов. Он символизирует Чистые Воды как источник жизни. В христианской символике голубой цвет — символ Девы Марии. Если этот цвет темнеет, превращаясь в тёмно-синий — перед нами не проработанный конфликт с матерью. Однако же, тёмно-синий цвет иногда выдаёт способности к эмпатии и очень хорошо развитую интуицию, вплоть до мистических озарений. Поэтому если Вы интерпретируете чужой рисунок всегда «исключите» такую широко распространённую вещь как конфликт с матерью, а уже потом делайте выводы об интуиции. Зелёный цвет очень сложный. Густой тёмно-зелёный цвет — говорит о том, что человек ориентирован на оказание поддержки другим людям и всему окружающему миру (мать Тереза). Если такой цвет преобладает — перед нами человек склонный к гиперопеке, не дающий ступить шагу своим близким и отдающий свою жизнь для решения чужих повседневных дел и проблем. Светло-зелёный цвет или бледно-зелёный говорит о прекращении роста и ослабленном энергетическом потенциале. Вообще же зелёный цвет — цвет зрелости. Он показывает то, что человек готов стать или стал родителем и испытывает от этого только положительные эмоции. Тёмно-фиолетовый цвет, когда он расположен в самой сердцевине мандалы, укажет нам на очень сильную связь с матерью, вплоть до неспособности жить своей жизнью, патологическую эмоциональную зависимость. Серый цвет. Обилие серого цвета в рисунке мандалы — это самый тревожный симптом. Для того, чтобы было понятно, в каком состоянии находится человек, выполняющий рисунок с преобладанием серого — так рисуют героиновые наркоманы. Вообще же это признак утраты вкуса к жизни, усталости и прогрессирующей апатии. Сиреневый (лавандовый) цвет часто возникает на рисунках людей, страдающих удушьем, приступами астмы, испытавших асфиксию, удушение — в общем все проблемы с дыханием имеющие психосоматическую природу. Ну и наконец, несколько слов о динамике изменения цветов в серии мандал. Возьмём такие типичные случаи (обычно приводящие к неврозу) как: конфликт с матерью — у женщин, и конфликт с отцом — у мужчин. В начале сессий по созданию серии мандал такие женщины будут выбирать тёмно-синий цвет. По мере проработки и вынесения наружу своих чувств, ведущих к исцелению, после того, как конфликт с матерью будет исчерпан, женщины начнут использовать в рисунке мандалы небесно-голубой цвет. Это будет означать готовность к позитивному общению с лицами женского пола. Мужчины при глубоко (или не глубоко) спрятанном конфликте с отцом будут использовать грязно-жёлтый. По мере проработки конфликта, цвет будет изменяться в сторону ярко-жёлтого. Итак, Вы познакомились с интерпретацией некоторых основных цветов, использующихся в диагностике как физического, так и психологического состояния при создании арт-терапевтической мандалы. Эта приоткрытая тайна, эти знания нисколько не помешают Вам создавать свою мандалу — спонтанно как если бы Вы ничего сейчас не прочли. Ибо главное условие арт-терапии: отключаться от всех приобретённых знаний и ассоциаций в момент создания терапевтического рисунка. И как бы это ни показалось странным, у всех людей очень легко происходит это самое «отключение» от знаний и опыта в момент, когда они творят красками рисунок-медитацию. В этот момент забывается всё — работает только рука. И последнее для этой статьи. Не беспокойтесь о том, что Вы не знаете значений абсолютно всех цветов и цветовых сочетаний. Это никак не помешает Вашему исцелению — оно произойдёт само — если Вы будете создавать серию датируемых Вами мандал. От рисунка к рисунку будет меняться и цветовая палитра и фигуры, заштриховывающие мандалу и, главное, само Ваше состояние. Здесь нужно поступать так, как написано в старой басне: когда Вам кидают верёвку, чтобы вытащить Вас из глубокой ямы, хватайтесь за неё, не рассуждая — из чего, да каким плетением, да на какой мануфактуре сплетена эта «верёвка — вервие простое»... источник | |
|